РАЙОННАЯ
ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Раменки

КОЛЛЕКТИВ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Сигнальная музыка

Сигнальная музыка - музыка прикладного назначения, с глубокой древности применяющаяся в вооружённых силах и в гражданском быту. Включает военные, охотничьи, пионерские и спортивные сигналы для трубы (горна) и барабанные бои, фанфарные приветственные и оповещающие сигналы парламентёров, герольдов, глашатаев, С. м. народных празднеств и междунар. официального церемониала. На ранней стадии развития вооруж. сил С. м. становится одним из важных средств, регламентирующих подготовку, боевые действия и быт войск. Русcкие летописи и иллюстрирующие их миниатюры свидетельствуют о существовании сигнальных инструментов в Др. Руси начиная с 10 в. Широкое распространение в ту пору получили рога, прямые трубы, бубны (барабаны) и накры (литавры). Эти инструменты имелись в каждом более или менее крупном отряде войск и использовались как боевые сигнальные инструменты. Они служили надёжным средством оповещения, связи и управления войсками во время боевых действий. Сигнал к началу боя или штурма крепости обычно подавался громким звучанием всех воен. сигнальных инструментов. Подобным же образом объявлялся отбой, сбор воинов после битвы, приказ изменить направление движения.

Во время боя, особенно в 17-18 вв., применялся барабанный бой. Сигнальные инструменты нашли применение и в муз. оформлении таких воинских ритуалов, как заря, развод караулов, встреча послов, захоронение убитых воинов. В 17 в. сигнальные инструменты были значительно усовершенствованы. Трубы стали делать в несколько оборотов, барабаны приобрели цилиндрическую форму и, в отличие от прежних, стали снабжаться не одной, а двумя мембранами, литавры стали изготовлять из меди или серебра и разукрашивать. С 18 в. в войсках появился пехотный рожок.

После образования рус. регулярной армии и введения первых воинских уставов сигнальная музыка становится одной из войсковых служб. По мере развития вооруж. сил начали складываться и воен. сигналы, отражавшие специфику ведения боевых действий и службы каждого рода войск. Это определило и характер использования сигнальных инструментов. Так, трубы, обладавшие сильным звучанием и наибольшим диапазоном натуральных звуков, нашли применение в кавалерии и артиллерии, где все действия в учении и бою осуществлялись с помощью звуковой сигнализации, рожки - в пехоте и во флоте, флейты и барабаны - в пехоте, литавры - в кавалерии. С. м. сохранила своё значение и тогда, когда достигла значит. развития военная музыка, появились штатные военные оркестры, приданные воинским частям и соединениям. Некоторые сигнальные инструменты (трубы, рожки) приобрели значение реликвий и приравнивались к высшим боевым наградам воинских частей. Первое такое награждение состоялось в 1737, когда один из батальонов лейб-гвардии Измайловского полка, отличившегося в боях при взятии крепости Очаков, был награждён серебряной сигнальной трубой. С тех пор за особые боевые заслуги полки рус. армии стали награждаться серебряными и георгиевскими серебряными трубами и рожками. Эти инструменты хранились наравне с полковыми знамёнами и штандартами, а сигналы на них подавались лишь в особо торжественных случаях.

После Великой Октябрьской социалистической революции С. м. продолжала широко применяться как в армии, так и в гражданском быту. В связи с коренным изменением способов и средств ведения боевых действий некоторые военные сигналы утратили своё значение в армии (напр., кавалерийские и артиллерийские). Однако в целом сигналы в армии и во флоте остаются одним из средств оповещения и управления войсками, способствуют точному выполнению распорядка дня, достижению слаженности и чёткости действий подразделений в бою, на марше, манёврах, стрельбищах, в учебной практике.

Исполнение С. м. на трубах, фанфарах и барабанах при проведении воинских ритуалов придаёт им особую торжественность и праздничность. В сухопутных войсках Сов. Армии используются труба в строе C, фанфара в строе Es и ротный барабан, во флоте - горн в строе В. С. м. нашла применение в обиходе пионерских организаций, где она исполняется на торжественных линейках, сборах, в походах и пр., а также при проведении спортивных мероприятий (Олимпийские игры, спартакиады, чемпионаты, соревнования, художеств. выступления), в художеств. и учебных кинофильмах. К области С. м. относятся и пастушеские, почтовые, ж.-д. сигналы. Интонации С. м. лежат в основе мн. героических и пасторальных муз. тем; особенно важную роль она сыграла при формировании жанра строевого воен. марша.

Литература: Одоевский В. Ф., Опыт о музыкальном языке, или телеграфе..., СПБ, 1833;
Altenburg J. E., Versuch einer Anleitung zur heroisch-musikalischen Trompeter- und Pauker-Kunst, Halle, 1795.

первый пионерский отряд 1923г. один из первых пионерских отрядов
с барабаном и звеньевыми флажками

В Пионерской организации барабан и горн появились с первых дней её существования – были заимствованы у скаутской организации. Позже, вновь образующимся пионерским отрядам атрибуты передавали бойцы Рабоче-крестьянской Красной армии.

В первые пионерские годы барабан и горн применялись в основном для сопровождения пионерского строя, и в этой роли, кроме того, служили средством агитации – люди обязательно обращали внимание на источник сильного, ритмичного звука.

В последние годы существования Всесоюзной Пионерской организации имени В.И. Ленина применение барабана и горна пионерами осуществлялось в основном при сопровождении пионерских ритуалов и церемониалов: торжественных линеек, сборов, встреч. Сигналы распорядка дня применялись в основном в пионерских лагерях. Сегодня, в современных пионерских объединениях, сигналы барабана и горна используются по тому же принципу. Многие оздоровительные лагеря и комплексы, также, используют ясные, короткие и звонкие пионерские сигнала для соблюдения распорядка дня. Барабан хранится на специальной стойке в пионерской (штабной) комнате, рядом с отрядным флагом (Знаменем пионерского объединения).

СИГНАЛЫ

Торжественные фанфары

Зоря

исполняется в ходе пионерской военно-спортивной игры "Зарница"

ноты для горна
Зоря

Сбор (на линейку)

ноты для горна и барабана
Сбор

Тревога

по этому сигналу каждый обязан прекратить любое занятие и немедленно прибыть на линейку

ноты для горна и барабана
Тревога

На обед (завтрак, ужин)

ноты для горна
На обед

Торжественное приветствие

исполняется при встрече почетных гостей, во время пионерских приветствий

ноты для горна
Торжественное приветствие

Сбор пионерских вожатых

ноты для горна и барабана
Сбор пионерских вожатых

Отбой (ко сну)

ноты для горна
Отбой

Отбой (отмена сигнала)

ноты для горна
Отбой

Пионерский туш

исполняется при вынесении благодарности, награждении

ноты для горна и барабана
Пионерский туш

Подъём и спуск флага

ноты для горна
Подъём и спуск флага

Торжественное открытие

ноты для горна и барабана
Торжественное открытие

Минута молчания

ноты для горна
Минута молчания

МАРШИ

Пионерский марш

ноты для горна и барабана
Пионерский марш

Выход на линейку

ноты для горна и барабана
Выход на линейку

Торжественная встреча (знамённый)

исполняется при выносе Красного Знамени МГПО, Красных Знамён пионерских коллективов

ноты для горна и барабана
Торжественная встреча

Пионерский торжественный марш

По караулам

исполняется в ходе пионерской военно-спортивной игры "Зарница"

ноты для горна и барабана
По караулам

Библиотечка барабанщика:

Пионеру-барабанщику

МГСПО. Библиотечка пионера-активиста.

Пионеру - барабанщику. Сборник.

Сост. - Пилер В.Р. 2002г., 2015г. ©
скачать
Горнисту и барабанщику

Горнисту и барабанщику. 1987г.

Захарович И.С., Софронова Е.О., Финогенова О.А.
Занятия по барабану
скачать книгу
Сигналы и марши ВПО

Сигналы и марши ВПО

Мелодии MP3
скачать